Что с этим всем делать?

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

I-4

ИСТОКИ МИФОЛОГИИ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

Что с этим всем делать?

Вопрос – «Что с этим всем делать?» встает не только перед верующими армянами, столкнувшимися с религиозной неадекватностью, имеющей место в российской церковной действительности. Этот вопрос актуален и для нормальных людей в самой Русской Церкви. Рассчитанная на непросвещенного человека конфессиональная ложь, не может так же, как в прошлые века беспрепятственно распространяться и в наше время. Доступность информации и возможность общения представителей разных Церквей делают свое дело. Все больше русских верующих и служителей Церкви в поиске познаний перешагивают через «святоотеческие» запреты и из первоисточников знакомятся с особенностями различных христианских богословских и обрядовых традиций.

Выглянувшему за пределы своей привычной, но ограниченной греко-византийской церковной традиции, открывается мир удивительного многообразия, распространенной в народах Церкви Христовой. Приходит понимание, что христианство не может и не должно быть однообразно в греко-византийском обряде и богословии, потому как отнюдь не все приняли веру от греков и не все от них зависели. Медленно, но происходит признание того факта, что греки ни чем не лучше и не больше других древних христианских народов Востока, узнавших о едином Боге от самих апостолов. Что у армян, сирийцев и египтян была такая же, как у греков возможность развивать свои церковные традиции в соответствии со своими культурными и ментальными особенностями.

Возможность познакомиться с подлинной историей других исторических Церквей позволяет не порабощенным конфессиональной пристрастностью представителям РПЦ понять простой факт – Вселенная не начиналась и не заканчивалась в Византии. Что ААЦ – не какой-то мало чего значащий второсортный придаток монополизированной греками Церкви, а ее полноценная и неотделимая часть. Поэтому, тем, кто еще вчера задавался вопросом о непризнании армянами Халкидонского собора, приходится признать и то, что Армянская Церковь вовсе не обязана и никогда не была обязанной принимать все, что придумали у себя греки или латиняне. И это хотя бы потому, что Церковь Армении даже во времена духовного единства с Церковью империи не была пассивным потребителем греко-латинского богословского продукта, но была активным участником догматотворчества, без мнения которого нет и быть не может соборного разума единой в народах Церкви.

Здравомыслящий человек не может не осознать, что история древнего христианства не завязана на одних только папах и патриархах с их вечными между собой разборками за место в табели о рангах и претензиями на духовное владычество во Вселенной. Что действие Духа Святого – это не то же самое, что воля византийских императоров. Что созванные теми императорами и папами соборы не могли сделать Бога заложником, Который в силу сложившихся порядков просто обязан был там присутствовать и освящать принятые решения лишь потому, что те соборы устраивали пап с императорами и объявлены ими «Вселенскими». В конце концов, когда фобии перед мнимыми «еретиками» отступают, верующий Русской Церкви начинает осознавать, что Вселенская Церковь Божья – это не только их небольшая региональная конфессиональная группа поместных Церквей, обособившихся вследствие распада некогда единой Церкви Византии.

Такая новая для русских и их единоверцев по греко-византийской конфессии реальность не могла не привести к потеплению межконфессиональных отношений и к сближению Церквей в поиске единства. Официальные встречи богословов и высоких иерархов, пробили брешь в стене многовекового отчуждения между Церквями халкидонской и дохалкидонской богословской традиции, давая надежду на изживание сеющей вражду между христианскими народами «православной» мифологии. Более того, со стороны авторитетных лиц и богословов начинают звучать высказывания, которых еще недавно нельзя было бы и представить со стороны представителей греко-халкидонитских Церквей.

Так соглашение смешанной межцерковной богословской комиссии в Шамбези, призванной положить конец конфессиональному противостоянию, дала свое заключение:

«В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи (Церквей) всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения».

Мысля в том же направлении, но уже конкретно об ААЦ, говорил и патриарх Московский Кирилл:

«С Армянской Церковью все очень просто. Сейчас закончился богословский диалог между православными и так называемыми ориентальными Церквами. Вся трагедия взаимоотношений восточных Православных Церквей, к которым относимся и мы, и ориентальных Православных Церквей в том, что между нами различия — в терминологии, а не в сути вероучения. И вот сейчас закончился официальный диалог, и обе стороны через этот диалог заявили о полном православии другой стороны. С догматами у членов Армянской Церкви все в полном порядке».

Но! Пока что эта положительная тенденция идет вразрез с официальным, освященным на соборах мнением Русской Церкви. Ведь согласно принятой в РПЦ греко-халкидонитской вере, только сама греко-халкидонитская вера есть подлинное православие, а все, кто греко-халкидонизма не исповедуют, те от православия отпали и стали еретиками.

Естественно, этим обстоятельством успешно пользуются церковные маргиналы, не желающие расставаться с мифами. Любая попытка думающих людей в Русской Церкви хотя бы на неофициальном уровне отказаться ото лжи о Церквях иных исторических традиций, вызывает жесткую внутреннюю оппозицию и обвинения в «ереси экуменизма». Поэтому им приходится демонстрировать чудеса изворотливости, чтобы с одной стороны их не обвиняли в поддержании средневекового мракобесия, а с другой стороны не обвинили в «измене православию» единоверные фанатики и конкуренты из альтернативных русско-православных самочинных юрисдикций.

Печальный для РПЦ факт тот, что в ней все еще огромное количество людей, не желающих расставаться с ложью и готовых ради сохранения этой лжи на раскол. Парадоксально, но дело доходит даже до того, что некоторые имеющие степень «докторов богословия» церковные деятели в своих «научных» работах говорят об учении Армянской Церкви словами средневековых «святых отцов», вместо того, чтоб как положено ученым пользоваться первоисточниками. То есть, при определенных положительных подвижках в демифологизации веры, многие чада Русской Церкви все еще не готовы к отказу от самообмана, и при встрече с армянином могут обрушить на него поток словесных нечистот.

Потому, верующим армянам в России или в любой другой «православной» стране, к этому нужно быть готовым. Армянин, наперед знающий хотя бы о том, что его может ждать в русском храме или в некоем «православном» сообществе, не будет застигнут врасплох и ввергнут в шок. Знание реальных исторических причин межконфессионального противостояния и понимание всей богословской несостоятельности «православных» обвинений, поможет верующему армянину не только устоять против соблазна «покаяться в своих ересях» и стать ренегатом, но и суметь заградить уста клеветников.

Распространителям же неправды об Армянской Церкви все же нужно понять простую истину – ложь всегда в итоге изобличает самого лжеца, хотя по началу от нее страдает жертва. Тем, кто еще не до конца подменил в своей душе веру во Христа верностью греко-византийской конфессии, стоит, в конце концов, успокоиться и осознать, что нет более той империи, которая решала кто православный, а кто еретик. Пора бы вспомнить о Боге и о том, что лжецы всегда кончают плохо, чему доказательство минареты вокруг святой Софии.