Русская Церковь и армяне

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

I-1

 ИСТОКИ МИФОЛОГИИ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

Русская Церковь и армяне



Если не считать тех, кто страдает безразличием ко всему, или, напротив, несет в себе заряд национализма и ксенофобии, русские и армяне обычно проявляют друг к другу доброе отношение, как к представителям народов дружественных и, конечно же, народов христианских. А потому, как для армян, считающих русских своими единоверцами, так и для самих русских, оказывается неприятной новостью то, что конфессиональная традиция Русской церкви имеет о церкви Армянской своё, крайне не лестное мнение.

К сожалению, доброе отношение русского человека к армянам, именно как к народу христианскому, может начать меняться в худшую сторону с началом изучения им истории церкви, канонов и догматики. Если до того русский мог думать, что армяне православные, уж точно не католики и не протестанты, просто отличаются от русских своим самобытным обрядом и языком богослужения, то по мере углубления в вопрос, человек узнает, что никакие армяне не православные, что они григориане и даже еретики-монофизиты!

Разные учебные пособия Русской православной церкви, богословские статьи или выступления лекторов-катехизаторов, не только повествуют русскому верующему о еретизме и раскольничестве Армянской церкви, но и выдают на этот счет разного рода подробности.

У армян, как оказывается, не только богословие еретическое, но и обряды их не правильные. Мало того, что те армяне Христа человеком не почитают, неправильные хлеб и вино на литургии используют, но и жертвы кровавые делают как язычники! Да и вообще, сами они поголовно бездуховные, и чего у них не коснись, все безблагодатное и неправославное.

Когда же дело доходит до чтения разного рода околоцерковных брошюр или сайтов, или того хуже, до общения с паразитирующими на теме православия проповедниками националистических идеологий, то тут русский человек узнает и о якобы пороках армянского национального характера.

Армяне, в его воображении, вдруг оказываются и коварными, и лицемерными, и кичащимися своей мнимой мудростью и древностью, при этом глупыми и невежественными, просто не способными понять и принять ясную божественную истину.

Из всего этого остается лишь сделать вывод, что еретизм, бездуховность и неразумие в армянах заложены едва ли не на генном уровне.

Апофеозом же такого, с позволения сказать, христианского просвещения, становится невероятная по своей популярности среди русских, фантастическая история о так называемом Благодатном огне. Этот миф повествует о подлости и коварстве армян-монофизитов, возжелавших отнять у православных право получения чудесного огня, но жестко посрамленных Богом, чем лишний раз был доказан их еретизм и безблагодатность.

Как следствие, верующий русский с такими православными, в кавычках, познаниями,начинает относиться к армянам с определенной настороженностью, а то и с откровенной неприязнью и отторжением!

Кто-то, кто способен хотя бы отличать национальное от христианского, зная армян в повседневной жизни с положительной стороны, может вполне уважительно относиться к ним, как просто к людям, лишь памятуя, что те заблуждаются в вопросах веры. Но есть и такие, что изливаются своим православным гневом только оттого, что слышат слово армяне.

Причем явление это отнюдь не новое, но существует с тех пор, как армяне стали известны на Руси. В Патерике печерском, в сюжете о преподобном Агапите (11 век), очень ярко показано, как православным нужно относиться к армянам-еретикам. Вот такая была реакция заболевшего, почитаемого русскими святым Агапита на посещение его врачом армянином:

«Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку. Выйди от меня, иноверец и нечестивец!».

Не сложно представить, какое душевное потрясение может испытать не догадывающийся о своих, якобы ересях человек, ненароком нарвавшийся на подобного преподобного.

Но не стоит быть уж слишком строгими к таким вот Агапитам, ведь они лишь следовали, и следуют, по сей день, своей официальной церковной традиции. Дело в том, что Армянская апостольская церковь действительно не является православной в русском понимании, поскольку не относится к той конфессии, которой принадлежит церковь Русская, и среди самих русских известна как православие.

Но это вовсе не значит, что Армянская церковь отдает кому-то на откуп само понятие православия, записывая, сама себя, в не православные, то есть в еретические сообщества. Напротив, Армянская церковь позиционирует себя как хранительницу подлинного православия – той святоотеческой веры, которой держалась до всех расколов некогда единая древняя церковь.

Мы не станем прямо сейчас выяснять, какая из церковных традиций действительно содержит изначальную правую веру, а какая от этой веры отреклась, и является православной лишь в самоназвании. Что такое православие и кто соответствует критериям православности, нам еще предстоит обсудить в последующих темах этого пространного историко-богословского цикла «Православные» мифы об Армянской церкви.

Здесь важно отметить только то, что для РПЦ, согласно её конфессиональным канонам и соборным актам, не только Армянская, но и все церкви иных исторических традиций, в том числе и Римо-католическая церковь, являются отпавшими от церкви и переставшими быть церковью еретическими сообществами.

Армянская же церковь, при всех реально существующих различиях, считает Русскую и все другие традиционные церкви, в том числе и Римо-католическую церковь, составляющими той же единой Вселенской церкви, частью которой является она сама. Поэтому обычный верующий армянин обо всех этих межконфессиональных проблемах попросту может не знать, искренне полагая, что русские являются его православными единоверцами и относятся к нему так же, как он относится к ним.

Как следствие, попавший в Россию по той или иной жизненной причине армянин, может пойти на богослужение в местную церковь, не подозревая о том, что армяне здесь имеют особый статус, за который их могут подвергнуть шельмованию.

Решивший же выяснить в чём вина его народа, к своему ужасу может узнать не только то, что армяне богомерзкие нечестивцы, но и множество разнообразных позорных фактов об Армянской церкви и ее учении. После чего у него останется единственный выход, дабы не стать топливом для геенны огненной, – отречься от своей армянской ереси и принять от русских их православие.

Именно такое, в кавычках, «счастье» обрел уже упомянутый врач армянин, из рассказа о впавшем в истерику Агапите:

«По смерти святого, армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: "С этих пор я оставляю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа…"».

И в наше время бывает, что армянин диаспоры, оторванный от своих корней, при этом не отягощенный интеллектом и моральными принципами, не знающий чему на самом деле учит Армянская церковь и не желающий это узнать, может принять на веру мнение своих неожиданно обретенных наставников.

Восприняв целый букет лжи об Армянской церкви, человек осознаёт себя еретиком и причастником проклятому, отверженному Богом племени, а потому соглашается пройти через унизительный, наполненный всё той же ложью об армянах, так называемый Чин присоединения к православию.

Теперь он, в своих представлениях, становится православным армянином, провозвестником спасительной наднациональной истины и борцом с гибельными армянскими ересями. Презирая своих, веками страдавших за христианство предков, хуля Христа пребывающего в святой чаше Армянской церкви, новоиспечённый православный свято верует, что этим служит Богу.

Остается радоваться, что таких, с иронией скажем, счастливчиков, среди армян диаспоры не так уж и много. Ведь, что ни говори, большинство людей всё же нормальные, и не зная, чему учит Армянская апостольская церковь, для начала пытается выяснить это из источников самой Армянской церкви. Для таких армян сложности начинаются уже после того, как они узнают, в чем на самом деле проблема.

Сравнив всё то, что рассказывают об Армянской церкви её критики, с тем, как обстоит дело в реальности, верующий армянин пытается для себя решить уже совсем другую проблему – как после всей этой псевдоправославной лжи об Армянской церкви, ему относиться к церкви Русской, эту ложь распространяющей?!