Парадокс «армянского монофизитства»

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

II-2

МИФ О МОНОФИЗИТСТВЕ АРМЯН

Парадокс «армянского монофизитства»

Поистине удивительной ересью оказывается монофизитство! Разве не странно, что Древневосточные Церкви известные среди русских как монофизитские, а именно – Церкви Армянская, Коптская (Египетская), Эфиопская, Сирийская и Индийская, отказываются признавать монофизитство своим учением? Разве не удивительно, что те, кто, будучи приверженцами монофизитского учения и должны были бы отстаивать это свое учение как истинное, открещиваются от него и настаивают, что никакого монофизитства не исповедуют? Если армяне монофизиты, и считают свою веру правильной, то почему они отказываются признать себя монофизитами? Налицо очевидный парадокс!

Адепты «православной» веры в армян-монофизитов объясняют данное противоречие тем, что армяне не желают признавать себя еретиками. Однако это объяснение лишь выдает малоумие того, кто такое объяснение придумал. Было бы нонсенсом, если бы хоть кто-то считал свое религиозное учение неправильным и поэтому стыдливо отказывался признавать его как свое. Объективная истина состоит как раз в том, что даже самый отпетый сектант с самым еретическим учением не может считать свое учение ложным, и на обвинения в ереси никогда не додумается отрицаться того, во что верит. Например, если учение секты так называемых «пятидесятников» признается ортодоксальными Церквями диким лжеучением, то сами «пятидесятники» из-за этого не отрекутся от своего учения и не скажут, что их учение – не их учение.

Впрочем, ходить за примерами к сектам и не нужно. Очень уместен пример зеркального отношения Армянской Церкви к халкидонизму. Так если исповедуемое в Русской Церкви диофизитство почитается ересью нехалкидонитами, что есть правда, то открещиваются ли русские от своего исповедания? Возмущаются ли они тем, что армяне их ложно или некорректно назвали диофизитами? Наоборот! Скорее русские возмутятся тем, если кто-то вдруг надумает отрицать диофизитство РПЦ. Русские будут настаивать, что они именно диофизиты, потому что приняли от греков веру в «дио физис», то есть в две природы во Христе – божественную и человеческую. Ведь именно в этом для них состоит воспеваемое в веках их греко-византийское православие!

Так почему же армянам, если они монофизиты, по тому же принципу не защищать свое монофизитство? Почему им не пропагандировать свою веру в «моно физис», настаивая, что в этом истина, а всякий, кто не монофизит, тот в ереси? Верующим Армянской Церкви «православные» мифоверы говорят: «Вы монофизиты!», а они в ответ: «Нет, мы не монофизиты, мы сами анафематствуем монофизитство как ересь». А им снова и снова: «Можете не отнекиваться, мы знаем, что армяне монофизиты!». И так века за веками, по сей день! То есть, тут с «армянским монофизитством» предстает уникальнейший в истории религий и крайне запущенный случай. Только запущенный он не для армян, а для их «православных» критиков.

Объективная реальность такова, что вопреки почти полутора тысячелетней лжи об армянах-монофизитах, Армянская Апостольская Церковь не отрицает человеческой природы в Иисусе Христе, и, конечно же, признает Его не только истинным Богом, но и истинным совершенным человеком, во всем ставшим как мы, кроме греха. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть вероисповедальные и богослужебные тексты Армянской Церкви, важнейшими из которых являются Символы веры. Вот о чем свидетельствует литургический Символ веры ААЦ, в основе которого лежит Символ Никейский:

«Что ради нас людей, и нашего ради спасения, сошел с небес, оплотился, очеловечился, родился совершенным от Марии святой Девы Духом Святым. От Которой получил тело, душу и дух, и все, что есть в человеке, истинно и несомненно».

О том же говорит и Символ веры Григора Татеваци (14 век):

«Веруем в одну из трех личностей Бога Слово, рожденного от Отца прежде вечности. Во времени сошел в Богородицу Деву Марию, и принявшее от кровей Ее соединил со Своим божеством. Девять месяцев ограничил Себя в утробе непорочной Девы, и стал Бог совершенный человеком совершенным, душою, духом и телом».

Нигде, ни в одном тексте Армянской Церкви нет даже намека на то, что во Христе нет человеческой природы, что Христос не человек, или хотя бы не совсем человек. Изучив христологию ААЦ, свободный от конфессиональных комплексов и фанатизма исследователь признает, что даже при исторически обусловленном расхождении в богословской традиции халкидонитов и нехалкидонитов, исповедание веры Армянской Апостольской Церкви никак не вяжется с монофизитской ересью. Потому можно смело утверждать, что всякий, кто, зная чему на самом деле учит ААЦ, называет ее монофизитской, является банальным лжецом.

Но и это еще не все! При сравнении христологии ААЦ с христологией греко-халкидонитской, вскрывается весьма неприятная для «православных» мифоверов правда. Вопреки всем сказкам об армянах-монофизитах на поверку оказывается, что именно армянское богословие признает человечество Господа полным и совершенным, в то время как доставшееся русским от греков учение, при всем его диофизитстве, признает Христа человеком лишь с серьезными оговорками. Это может показаться невероятным, но при нейтральном и строгом взгляде на богословие греко-халкидонитов, их Христос не может быть воспринят как реальный человек, такой как мы, но понимается лишь как некая «безыпостасная человеческая природа», которая совершенно непонятным образом приводится в бытие божественной ипостасью Логоса. То есть, Христос халкидонитов является только божественным существом, но никак не человеческим, что, по мнению армянских богословов, если не отрицает совершенно, то умаляет человечество Господа.

Впрочем, здесь не стоит целью разбор халкидонитской христологии. Тем более не стоит цели доказать, что в сравнении с Армянской Церковью скорее греко-халкидонизм имеет серьезные основания быть обвиненным в подспудном монофизитстве. Здесь важно отметить только то, что халкидонитская апологетика равно мифологична как по отношению к другим христианским традициям, так и по отношению к собственной вере. По большому счету, верующие РПЦ являются заложниками своей конфессиональной мифологии. Признав, что армяне не монофизиты, русские и их единоверцы помимо своей воли признали бы, что их «Вселенское Православие» лгало полтора тысячелетия! Решившись официально изменить свое отношение к Армянской Церкви, Русской Церкви пришлось бы покаяться в грехе многовекового лжесвидетельства ее конфессии.

Такое покаяние было бы естественно для христиан, но это определенно невозможно в греко-халкидонизме, с его претензией на статус «Единственно Истинной Православной Церкви». Прецедента тому нет, и создавать его наследникам Византии не хотелось бы. От этого русские и все другие народы, что от греков приняли веру в уникальность и непогрешимость их «православия», могут потерять эту веру. Признать факт полутора тысячелетней лжи – это все равно, что самим поставить клеймо на свою церковную традицию, вызвав вопросы относительно всего остального, чему греко-халкидонизм учит. Более того! Публично признанный статус оклеветанных, но сохранивших правильную веру возвысит над греко-византийской конфессией Церкви древневосточных православных традиций, к которым относится Армянская Церковь.