Чин присоединения армян

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

II-31

МИФ О МОНОФИЗИТСТВЕ АРМЯН

Чин присоединения армян

Вследствие включения Восточной Армении в Российскую империю и более активных контактов армян с русскими, уже в 19-ом веке миф о монофизитстве в его исходном виде стал понемногу вытесняться из «православных» голов. Когда армяне оказались представленными во всех слоях российского общества, и сама Армянская Церковь имела приходы практически во всех крупных городах страны, лгать по-прежнему о признающих Христа только Богом и растворяющих Его человечество монофизитах стало сложнее. По этой причине факт исповедания Армянской Церковью человечества Христова в том или ином виде был признан в РПЦ на уровне высоких иерархов и церковных ученых. Некоторые, как например епископ Гермоген Добронравин (1873–1893) в своей работе «Вероучение Армянской Церкви», решились на частичную реабилитацию армян, фактически признавая многовековую ложь собственной конфессии о вере нехалкидонитов и пытаясь найти оправдание непринятию Армянской Церковью святого и истинного для них самих халкидонизма:

«Все почти писатели единогласно утверждают, что армяне мудрствуют о двух естествах в Иисусе Христе согласно с Евтихием еретиком, и прямо называют их монофизитами. Но против этого прежде всего стоят определения армянских соборов, доныне уважаемых армянами... учение (армян) очевидно не походит на учение евтихиан или монофизитов... представляются маловажными замечания некоторых писателей, обличавших армян как монофизитов, основанные на том, что армяне будто бы ограждают себя одноперстным знамением креста и совершают евхаристию на одном вине, нерастворённым водою... Обличая армян в каких-нибудь заблуждениях, писатели нигде не ссылаются собственно на учение Армянской Церкви, а излагают оные или положительно как факт несомненный, или выводят произвольные заключения из каких-нибудь обычаев армян. Одни писали об армянах только по слухам; другие повторяли о них почти из слова в слово сказания предшествующих писателей; иные, наконец, брали сведения об армянах из отзывов и сказаний людей неправоверующих, которых встречали в Армении».

Естественно, такой, относительно честный способ отказа от почти полутора тысячелетней конфессиональной лжи устраивал не всех. Как мы можем видеть на примере историка Василия Болотова, некоторые даже признав неправду об исповедании армянами Христа только Богом, не пожелали отказываться от самой древней веры в «армян-еретиков». Таковые, сведя яростную клевету своих духовных предков к невинному недоразумению, попросту решили выйти из сложившейся скользкой ситуации заменой изначального мифа «об отрицании человечества Христова» новым мифом «о разных монофизитствах», где армяне и при исповедании Христа истинным и совершенным человеком все равно объявлялись монофизитами и даже евтихианами. Люди подобные Болотову уверены, что отказ ото лжи – не их путь. Им показалось, что новой, менее очевидной ложью можно скрыть или вовсе изжить ложь старую. Но горькая для них правда в том, что ложью нельзя скрыть ложь. Ложь, прибавленная ко лжи, лишь усугубляет проблему.

Покуда продвинутые умы Добронравиных и Болотовых, каждый по-своему пытались откреститься от «святоотеческой» мифологии, на нижних этажах русского «православия», среди богословствующих неофитов и их невежественных пастырей жила и живет поныне древняя вера. Не то чтобы дремучие низы не слышали того, о чем говорили Болотовы и Добронравины, просто они мнят себя «верующим народом», эдаким «форпостом православия», выполняющим священную миссию по защите истины против модернизма и компромиссов с еретиками. Если святой Синаит сказал: «без примеси плоти», значит так оно и есть, и нечего тут умничать! Это значит, что, сколько бы не пытались апологеты новой волны избавиться от старой мифологии и этим оградить свою конфессию от обвинений в лживости, всегда найдутся те, кто обессмыслит их старания.

Такие не могут не найтись уже хотя бы потому, что никто до сих пор официально не отменял имеющийся у каждого священника так называемый «Чин присоединения армян к Православию», с его «канонической справкой», где ложь о вере армян и других древних христианских народов высечена аки заповедь на скрижалях:

«Монофизитство – ересь, появившаяся в V веке. Основателями ее были архимандрит Евтихий, Диоскор патриарх Александрийский и Севир Антиохийский. Они учили, что во Христе не две, а одна природа, причем при Воплощении человечество было поглощено Божеством. Ересь осуждена на IV Вселенском соборе. Этой ереси придерживаются армяне, копты, ефиопы, индийцы-малабарцы и сирийцы-яковиты. В согласии с 95 правилом Трулльского Собора, они "должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси"».

Как сто, двести и триста лет назад, решивший присоединится к Русской Церкви армянин при формальном подходе к вопросу, то есть, если нарвется на священника-мракобеса, и сегодня должен на себе познать такое вот чинопоследование:


«Архиерей или иерей, приходящаго да испытает, како разумеет учение арменского вероисповедания: таже покажет ему отличие онаго от учения Православныя Церкве. По довольнем же испытании и наставлении, повелит ему исповедати вся грехи, елики от юности своея памятствует. Разрешения, по исповеди, не подает ему. В час же присоединения поставляет его при входе в церковь. Архиерей, одеян в мантию, епитрахиль, омофор и митру, или иерей, одеянный в епитрахиль и фелонь, станет близь церковных дверей, и желающаго быти православным христианином вопрошает: "Хощеши ли отрещися от погрешений и неправостей армянского вероисповедания?". Ответ: "Хощу". Вопрошение: "Хощеши ли приити в соединение веры православно-кафолическия?". Ответ: "Хощу".

Тогда предстоятель благословляет его, глаголя: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь". И возложив руку на приклоненную главу его, диакону рекшу: "Господу помолимся", и клиру: "Господи, помилуй", чтет молитву... По молитве сей, вопрошает приемлимаго: "Отрицаешся ли неправаго мнения, аки бы в Господе нашем Иисусе Христе не два суть естества, Божеское и человеческое, но единое, поглощену бывшу Божеским естеству человеческому?". Ответ: "Отрицаюся". Вопрос: "Желаеши ли убо соединитися Святей, Православней, Кафоличестей, Восточней Церкви?". Ответ: "Желаю от всего моего сердца"...».


Абсурдность сего «чина присоединения армян» даже не в том, что он в согласии с «православным» мифом о монофизитстве приписывает Армянской Церкви то, чего она не исповедует, а именно псевдоевтихианское поглощение человечества Христова в Его божестве. Эта старая конфессиональная ложь даже полезна, поскольку разоблачает новую версию мифа о «разных монофизитствах», по которому «армянское монофизитство другое». Абсурдность чина в том, что человека не знающего реального исповедания Армянской Церкви, для начала обучают тому, что армяне вслед Евтихию (Диоскору, Севиру) верят в поглощение человечества Христова в Его божестве, потом вынуждают его признать это своей армянской ересью и уже после этого требуют отречься от того, чему только что сами же его научили.

И уж куда абсурднее ситуация, в которой присоединяемый к РПЦ армянин знает, что Армянская Церковь этому не учит, и никогда не учила. Он, придя в храм для сочетания с Богом Правды, в Котором нет лжи, оказывается вынужденным сознательно врать, публично соглашаясь с ложью о себе и своем народе, каясь в том, чего за собой никогда не знал. Представить такую ситуацию сложно, ибо кто, имея хотя бы зачатки ума, совести и минимальную веру в Бога, может вынести это издевательское, если не сказать дьявольское шоу? Тем не менее, были и есть такие, что прошли сей «православный» чин посвящения в лжецы и ренегаты, добровольно и сознательно восприняв все и согласившись со всем, что от них требовали воспринять и с чем согласиться. Впрочем, вряд ли в такой ситуации Армянская Церковь что-то теряет, как вряд ли и Русская что-то приобретает. Скорее наоборот. Если глупец или лжец уходит от тебя к другому, то не сложно признать, кому от этого хуже.