Апостольское преемство и двоемыслие «православных»

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

VII-2

МИФ ОБ ОТПАДЕНИИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ ЦЕРКВИ

Апостольское преемство и двоемыслие «православных»

Мир христианства являет собой великое многообразие не только традиционных Церквей, но и всяких деноминаций и сект, которые тоже претендуют на статус «истинной церкви», и в обоснование этих претензий имеют свою, как им кажется неотразимую аргументацию. Аргументация сект не отличается оригинальностью, и сводится она к тому, что истинная Церковь Божья там, где духовность и учат истине, то есть тому, чему учит Сам Бог через Священное Писание. Поскольку же определение того, что есть истина и что такое духовность, является делом субъективным, каждая секта мнит именно себя духовной и учащей истине, всех остальных объявляя бездуховными, совратившимися, отпавшими от истины, учащими небиблейским заблуждениям.

Секты учат, что истинное христианство давно погибло, поэтому они считают себя восстановившими Церковь. Сектантский миф о загубленной и через столетия небытия восстановленной неким энтузиастом религиозной самодеятельности Церкви, конечно же, интересен и заслуживает рассмотрения. Но не здесь, и не сейчас. В контексте обсуждаемого «православного» мифа об отпадении Армянской Церкви от Церкви, нам интересно только то, с какой аргументацией сами «православные» выступают против претензий псевдобиблейских сообществ, и почему они, отвергая представления сектантов, в полемике с Церквями других ортодоксальных конфессий сами стали использовать сектантские критерии определения истинной Церкви.

Конечно, Церковь Христова должна содержать правильное учение. Но кто определяет, какое учение правильное? Субъективность оценки того, что есть истина, как раз и порождает многообразие учений, когда каждая новая секта создается с претензией на правильное учение. Религиозное сознание таково, что даже самое свое вздорное и откровенно не христианское утверждение способно само себе обосновать по Библии. Поэтому уже в древней Церкви борцы с псевдохристианскими ересями не ограничивались сравнением и обсуждением доктрин, но правильность учения, а значит и истинность Церкви, доказывали с помощью аргумента, которого не было и не могло быть у самодеятельных сект.

Уже во втором веке Ириней, епископ Лионский (177−200), в своей полемике против гностических сект, отвергает их претензии на истину фактом преемства церковной иерархии от апостолов, а стало быть, и преемства от апостолов церковного учения. Ириней, прямо указывая на религиозную самодеятельность гностиков, перечисляет имена первых епископов Рима, как апостольских преемников, ставя этот факт как главный аргумент в пользу хранимого в Церкви учения, и самой законности Церкви, как института берущего начало от учеников Христовых:

«Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими; впрочем, он не один, но многие, еще оставались тогда, которые получили наставление от апостолов... Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде» (Против ересей).

Безусловно, тот факт, что двух тысячелетняя Церковь берет свое начало от апостолов, убавляет самоуверенности в речах адептов самодеятельных сект. Ведь как идеологам сектантства оправдать создание своих «истинных церквей», если Апостольская Церковь уже существует с первого века? Тут и приходит на выручку сектантская байка о том, что историческое христианство из-за императора Константина, или еще из-за кого-то, совратилось, исказилось и отпало от Бога. Сектанты верят, что человечество так и не узнало бы истинной Церкви, если бы через века некий Джозеф (или Вася), прочитав и «правильно поняв» Библию, не создал Церковь заново. Однако и миф о гибели Церкви не может оправдать самодеятельной «церковности», поскольку противоречит Писанию:

«Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).

Согласно подлинно христианской вере Церковь создана на апостолах непосредственно Христом, а потому она бессмертна и не повреждаема никакими силами. Нужно думать о Господе очень плохо, чтоб представлять Его пустословом, неспособным создать Церковь так, чтоб она не погибла, не успев толком сформироваться. Христиане так думать не могут. Церковь, как собрание народа Божьего принадлежит Господу, потому, не взирая на все привносимые людьми проблемы и болезни, она не может погибнуть и стать какой-то «нецерковью». Ничто и никто не в силах изгнать Бога из Его Церкви, похитить у Него или разогнать Его духовное стадо (1Пет.5:2), разрушить Его вечный Завет с людьми.

Аргументом, согласно которому единожды созданная Церковь Христова не может погибнуть, апологеты ортодоксальной церковности, не зависимо от конфессии, успешно опровергают сектантских проповедников, упрекая их в незнании или сознательном искажении Священного Писания. И нужно заметить, что вера в то, что Церковь создана Самим Христом через апостолов, и что никакие силы ада не могут ее погубить, действует достаточно отрезвляюще на тех сектантов, чье сознание еще не порабощено, кто даже увлекаясь альтернативными формами христианства ищет библейской и исторической правды, а не бездумно хранит верность своей религиозной группе и ее идеологам.

Но вот ведь парадокс! Эти же самые аргументы не действуют на адептов «православной» исключительности, когда речь заходит об отношениях между конфессиями внутри самого исторического христианства, где каждая Церковь имеет апостольское происхождение. Налицо двойные стандарты «православной» экклесиологии. Сектантам, оправдывающим свое существование гибелью исторической Церкви, «православные» доказывают принципиальную невозможность этого, в то же время, сами уподобляются сектантам и веруют в то, что все Апостольские Церкви не греко-византийской традиции перестали быть Церковью только потому, что их богословие и обряд вдруг, оказывается, не правильные.

Не взирая на то, что при объективном сравнении учений и богослужебной практики ААЦ и греко-халкидонитских Церквей проблемы всегда вскрываются именно в греко-халкидонизме, мифоверы от «православия» в полной аналогии с сектантами все равно веруют, что сами они единственно-истинные по умолчанию, а все вокруг впали в заблуждение и отпали. Дело доходит до откровенного абсурда, когда на вопрос: «Почему Церковь Армении отпала от Церкви?», мифоверы отвечают: «Потому что она впала в заблуждение». А на вопрос: «А может быть, это греческая Византийская Церковь впала в заблуждение и отпала от Церкви?», следует ответ: «Церковь Божья не может впасть в заблуждение и не может погибнуть!».

Получается, что «православная» экклесиология своими двойными подходами к одному и тому же вопросу провоцирует у ее приверженцев раздвоение сознания. Ведь при всех равных условиях Церковь Христова среди греков и их духовных сателлитов оказывается не повреждаемой никакими силами и неизменно хранящей истину, а та же Церковь Христова среди армян, латинян и других древних христианских народов запросто оказывается не только заблудшей и повреждаемой, но и погибшей! Дух сектантства глубоко проник в греко-византийское «православие». Что об их «истинности» думают другие, сектантам не важно. Тем более не важно чужое мнение о себе тем, кто в своем воображении монополизировал Бога, Его Церковь и саму Вселенную.