Церковь отпала от Церкви?

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

VII-1

МИФ ОБ ОТПАДЕНИИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ ЦЕРКВИ

Церковь отпала от Церкви?

Невозможно подсчитать, сколько всего существует «православных» мифов об армянах и Армянской Апостольской Церкви. Есть мифы незначительные по содержанию, которые сами по себе мало кому известны, есть мифы грандиозные, можно сказать знаменитые, которые помимо основного своего сюжета включают в себя множество дополняющих мелких мифов. Как бы само собой, на первом месте по известности среди всех «православных» мифов, пребывает миф об армянском монофизитстве, тем не менее, отнюдь не этот миф является главным. Главным среди всех «православных» мифов об Армянской Церкви, является миф о ее отпадении от Церкви. По большому счету, сам величайший миф о монофизитстве армян является составной частью мифа об отпадении их Церкви от Церкви. Не уйди армяне в монофизиты, то и не было бы того отпадения. В конце концов, не то ведь страшно, что армяне «монофизиты», но то, что они «отпали от Церкви».


В строгом смысле, все без исключения «православные» мифы об Армянской Церкви являются составной частью мифа об отпадении от Церкви. Именно ради обоснования идеи отпадения ААЦ от Церкви затевалась вся эта эпопея с «армянскими ересями», «неправильными армянскими обрядами», «армянскими раскольниками» и прочим. Выдавая неправдивые сведения об истории, богословии, канонах или богослужебной практике Армянской Церкви, либо возводя реально существующие отличия ее богословских и обрядовых традиций в разряд факторов влияющих на само Спасение, недобросовестные апологеты греко-византийской конфессии подводят своих верующих к итоговому умозаключению и как бы говорят: «Смотрите, они не такие как мы! Они отказываются признавать православие! Они отвергают Вселенские соборы! Они не хотят единства, но отделились и обособились! Они отпали от истины! Отпали от Вселенского Православия! Отпали от Церкви Божьей!».

Учение о Церкви, именуемое экклесиологией, не случайно считается одним из важнейших, если не важнейшим разделом христианского богословия. Не будет большим преувеличением сказать, что экклесиология является основой всего богословия. Ведь знание того, что есть Церковь Христова, а что не Церковь, является определяющим. Нет смысла говорить о правильности или неправильности учения о Пресвятой Троице в том или ином, именующим себя «христианской церковью» сообществе, если это вовсе никакая не Церковь Христова. Даже если кто-то правильно верует в воплощение Сына Божьего и безошибочно исповедует все другие догматы Церкви, это не имеет ровно никакого значения, если сам он не в Церкви. Чтобы пребывать в Завете с Всевышним, чтобы наследовать Его обетования, недостаточно просто правильно веровать в Бога. Для этого еще и необходимо быть в Его Церкви.

Церковь – это не просто община, в которой собрались люди верующие в Иисуса Христа и старающиеся жить по Писанию. Церковь – Община сакральная, вечная, поскольку в ней во все дни до скончания века с верными пребывает их Господь (Матф.28:20). В Церкви Бог и Его народ пребывают в единстве, поэтому и называется она Богочеловеческим Организмом, или как сказал апостол, Тело Христово (1Кор.12:27), Главою которого есть Сам Христос (Кол.1:18). Присоединяясь Церкви Божьей, через Таинства, главнейшими из которых есть Крещение и Причастие (Деян.2:41-47), уверовавший человек присоединяется к Новому Завету с Всевышним (Матф.26:26-28), сам становится членом Тела Христова (Еф.5:30) и храмом Духа Святого (1Кор.6:19). Стало быть, без присоединения к Церкви Божьей нет и соединения с Богом, как и отпадение от Церкви влечет за собой отпадение не только от общества верующих, но отпадение от Самого Бога.

Вот и получается, что среди всех «православных» мифов об Армянской Апостольской Церкви, миф о ее отпадении от Церкви является не просто «вершиной творчества», но мифом наиболее деструктивным. Ведь если другие мифы об ААЦ сами по себе показывают лишь мнимые заблуждения армян в том или ином вопросе, их якобы расовую ущербность и второсортность по сравнению с совершенными во всех отношениях «православными», то миф об отпадении от Церкви призван представить Армянскую Церковь не Церковью. Это значит, что армяне в воображении «православных» радикалов оказываются вне Церкви и без Бога, а основанная апостолами Господа древняя Церковь Армении, низвергается все тем же «православным» воображением на уровень едва ли не иноверческого сборища. По этой причине наиболее упорные в своем религиозном ригоризме греко-халкидониты смотрят на армян даже не как на заблудших братьев-христиан, но как на сектантов-нехристей.

Однако реальность такова, что именно вера греко-халкидонитов о себе и о других имеет сектантскую природу. Любая секта так же позиционирует себя единственной на земле истинной церковью, а всех остальных записывает в отпавшие. Поэтому «православный» миф об отпадении Армянской Церкви является довольно таки эффективным инструментом для подобного сектантскому прозелитизма среди армян диаспоры. Поведав, что вне греко-халкидонизма нет Церкви, не обремененного знаниями и интеллектом неофита можно сделать «православным» точно так же, как можно его приобщить к любой секте, убедив, что только это настоящая церковь. Один и тот же дух сектантства может превратить попавшего в «православие» армянина в такого же бездумного и несгибаемого фанатика, каким он мог стать в «свидетелях Иеговы» или в «харизматах». Человек привлекается «великой истиной», и уже став адептом культа, ревностно защищает обретенную веру.

Что касается Армянской Апостольской Церкви, равно как и других Древневосточных Православных Церквей, то они свободны от сектантского самомнения и желания очернить других. Нехалкидонские Церкви, конечно же, считают свое богословие и богослужебные традиции лучшими, а иногда и единственно правильными, отвергая как ереси созданные в Византии и на латинском Западе «православные» и «католические» доктрины. Но они не позиционируют себя единственно истинной Церковью, не монополизируют Вселенную и не пытаются извергнуть из Церкви другие исторические Церкви, имеющие апостольское происхождение и с которыми до всех расколов были духовно едиными. Даже без углубления в подробности богословской и исторической аргументации, здесь существует простое понимание того, что Бог не может оставить Свою Церковь, в каком народе она бы не была представлена и какие бы в себе не содержала людские проблемы, равно как и сама Церковь, не может отпасть от Церкви, потому что ничто не может отпасть само от себя.

Живя под гнетом собственных порочных представлений, некоторые доморощенные критики Армянской Церкви серьезно полагают, что и она лишь себя считает всей Церковью Божьей. Конечно же, это не так. ААЦ не ограничивает Христову Церковь даже семьей духовно единых с ней Древневосточных нехалкидонских Церквей. Она признает подлинными Церквями и Церкви греко-византийской традиции, и Римскую Церковь. При всех их особенностях и различиях, даже вопреки многовековой лжи о себе, Армянская Церковь именно в единстве всех исторических Апостольских Церквей, видит Вселенскую Церковь, себя же признавая лишь одной из них. Естественно, именуемым самих себя «православными» и «католиками» этого не понять и не принять. И у тех, и у этих есть своя, глубоко погруженная в мифологию конфессиональная экклесиология, по которой они не только сумели захватить Вселенную, лишить Христа значительной части Его паствы, но и сделали Бога своим заложником.