Монофизитство и армяне

«ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

II-1

МИФ О МОНОФИЗИТСТВЕ АРМЯН

Монофизитство и армяне

Миф о так называемом монофизитстве в целом, как и его вариация – миф о монофизитстве армян – это, если и не главный, то уж точно самый объемный по содержанию и самый известный среди всех «православных» мифов об Армянской Апостольской Церкви. Так или иначе, этот миф можно считать важнейшим в том смысле, что он является своего рода стволовым мифом, из которого вырастают все другие, распространенные среди русских антиармянские псевдоправославные мифы.

За тринадцать столетий распространения данного мифа, с тех пор, как в лексиконе халкидонитов появилось само слово «монофизиты», традиция клеить этот ярлык армянам настолько прочно закрепилась в греко-халкидонитской среде, что национальное имя армян едва ли не стало синонимом монофизитства. Даже больше! Традиция эта уже вышла за пределы религиозного сообщества, и некоторые, совершенно нерелигиозные люди, в своей речи без какого либо религиозно-конфессионального контекста, называют армян «армянами-монофизитами», будто монофизитство – такой элемент этнической идентификации, без которого может не быть понятно, о каком именно народе речь.

Впрочем, это уже признак обычной человеческой глупости, нежели конфессиональной предвзятости или богословской неграмотности. Но сам факт подобного явления говорит о глубине духовной проблемы, порожденной в русском (в частности) обществе «православными» мифами об Армянской Церкви. Но что делать армянам, живущим в этом самом обществе, считающем их «монофизитами»? Прежде всего, нужно изучить проблему, узнать, что такое это самое монофизитство, откуда оно взялось и какое оно имеет отношение к армянам. Это знание непременно поможет армянам диаспоры при необходимости защитить себя и свою Церковь, заградив уста «православным» распространителям лжи.

Итак, что такое монофизитство, и почему им так озабочены мифоверы? Как следует из самого названия, монофизитство (от греческого моно – «только, только один, единственный» и физис – «природа») – это богословская доктрина, согласно которой в Иисусе Христе признается только одна, единственная природа. И эта единственная природа, согласно общепринятому мнению о монофизитстве, – природа Бога. То есть, монофизиты признают Христа Богом, но никак не человеком, так как в Нем нет человеческой природы. Ну а поскольку правильная христианская вера признает Иисуса Христа и истинным Богом, и истинным человеком, то монофизитство является ересью, то есть лжеучением.

Монофизитскую ересь также называют евтихианством, по имени, как принято считать, создателя этого учения – греческого архимандрита Евтихия (+после 454). Утверждается, что евтихианство возникло как неадекватная реакция на другую ересь – несторианство, которое не просто признавало в единой личности Иисуса Христа Бога и человека, но разделяло Его на две отдельные личности Бога и человека. Логика та, что в борьбе с лжеучением Нестория Евтихий и его последователи, пытаясь отстоять единство личности Христа, сами впали в иную еретическую крайность, объявив Его только Богом. Евтихию приписывается мнение, согласно которому, во Христе человеческая природа, смешавшись с природой божественной, была растворена как капля уксуса в море, и прекратила свое существование.

По сути, носящее имя Евтихия учение – это разновидность ереси, известной с первых веков христианства как докетизм. Смысл докетизма (от греческого докео – «казаться») в том, что Христос только Бог, а человеком Он казался. Таким образом, во Христе докетов возможно представлять только одну божественную природу, и в этом смысле названия докетизм и монофизиство представляются полными синонимами. Не называли же древних докетов монофизитами только потому, что в Ранней Церкви никто не был озабочен подсчетами природ, да и вообще никто ни о каких природах не думал. Первым христианам важно было только то, является ли их Господь истинным Богом и истинным человеком в одном лице, либо что-то одно из этого двухсоставного исповедания отвергается.

Сегодня принято различать докетизм и монофизитство, как ереси гностическую и христологическую, но при осуждении Евтихия на Константинопольском соборе 448 года ему прямо было приписано исповедание докетизма, а конкретно «нечестие Валентина». Живший во втором веке Валентин, был одним из известнейших проповедников гностического докетизма, а поскольку Евтихия объявили последователем его учения, то константинопольского архимандрита прямо причислили к гностикам.

Такое мнение о своем осужденном соплеменнике было передано греками и армянам, по причине чего в «Исповедании веры» католикоса ААЦ Авраама I (607–615) Евтихий анафематствуется среди прочих знаменитых докетов-гностиков:

«Анафематствуем Манеса, и Маркиона, и Бардесана, и Евтихия, которые говорили, что Сын Божий явился в мире призрачно, по подобию и мнимо, и не истинно воспринял тело и душу от Святой Девы и Богородицы».

То, что монофизитство является ересью докетической, подтверждает и сам, если не автор, то первый из популяризаторов слова «монофизиты», преподобный Анастасий Синаит (+около 701). Именно в его полемических трудах впервые бесспорно появляется этот термин:

«Следует отметить, что монофизиты употребляя [при Евхаристии] потир, предлагают [причащающимся] неразбавленное вино, [то есть вино] без воды, и тем самым ясно изобличают [самих себя] исповедующих, что Христос есть только одно чистое Божество, лишенное всякой примеси плоти и души».

В контексте рассмотрения «православной» мифологии об армянском монофизитстве, данная цитата Синаита особенно ценна. Хотя слова преподобного Анастасия направлены против монофизитов вообще, касаются они исключительно Армянской Церкви. Известный своим полемическим лукавством (проще говоря, лживостью) Анастасий Синаит, говоря о неразбавленном вине Евхаристии, выставляет как универсальный признак монофизитства армянскую литургическую традицию. Ведь ни в обряде сирийцев, ни у египтян, ни у каких других мнимо монофизитских народов Востока цельного евхаристического вина не используется и не использовалось. Не разбавляют вина только армяне.

Но в данном случае совершенно не важно, отчего у Синаита такие обобщения. Важно то, что перед нами древнейший пример письменной фиксации «православного» мифа о монофизитстве армян. Во многом благодаря популярности среди халкидонитов писаний Анастасия Синаита, миф об армянах-монофизитах прочно прописался в их конфессиональных преданиях. Этот миф передаваясь через века, успешно дожил до наших дней, и теперь любой неофит от «православия», понятия не имея, чему на самом деле учит Армянская Церковь, прочитав какую-нибудь низкопробную статью о монофизитстве, уверенно скажет, что армяне евтихиане, потому что считают Христа только Богом, в Котором нет даже примеси человечества.

Впрочем, в последние времена по объективным причинам «православный» миф о монофизитстве армян, как и в целом представления халкидонитов о монофизитстве, претерпели существенных изменений и обогатились вариациями. В наш век доступности информации и прямого общения богословов разных христианских традиций становится все сложнее продолжать лгать о том, как «армяне вслед Евтихию признают Христа только Богом, и не хотят признавать Его человеком».